Логопедические упражнения для детей и взрослых

Правильная и красивая речь - залог успеха в любых начинаниях. Прислушайтесь к разговору ребенка и задумайтесь, может ли ваша речь стать примером для подражания. Если заметили отклонения от нормы, необходимо обратиться к логопеду или попытаться скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик и универсальных приемов, помогающих быстро добиться желаемого результата.

1. Начните занятия с простых звуков, переходите к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
2. Перед началом работы сделайте логопедическую разминку для губ и языка.
3. Организуйте занятия так, чтобы они нравились ребенку.
4. Упражнения для постановки звуков возьмите из логопедического пособия.
Упорство и терпение плюс последовательное выполнение методических рекомендаций позволят достигнуть успеха в самые кратчайшие сроки.

Для развития речи
Артикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – логозарядка - комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, ребёнок не должен испытывать принуждение.

Повторяйте упражнения при каждом удобном случае, одновременно тренируйте дыхание. Дыхательную гимнастику организуйте в игровом стиле. Несколько популярных упражнений понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны.

1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывет. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребенка не закружилась голова.
4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребенком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).

Работа над звуком «р»
После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.

1. «Чьи зубки лучше блестят»:
раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам, наподобие чистки;
показать чистые зубы в улыбке.
Важно! На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.

2. «Мы покрасим дом»:
растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
делать языком движения назад-вперед, как кисточку маляра, который красит дом.
Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.

3. «Кто дальше бросит мяч»:
растянуть губы в улыбке;
высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить звук «ф» так долго, чтобы получилось передуть ватку на противоположный край стола.
Важно! Не надувать щеки, контролировать чтобы ребенок произносил звук «ф».

4. «Вкусное повидло».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребенка капельку меда или повидла.

Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.

5. «Птица»:
раскрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу и двигать им по губе назад и вперед;
одновременно, не отрывая язык от губ, выполнить поглаживающие движения;
делать упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и произносить бл-бл-бл, как голубь.
Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.

6. «Музыканты»:
открыть рот в улыбке, побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
упражнение напоминает барабанную дробь, скорость с каждым разом увеличивать.
Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесенный ко рту листок бумаги отклоняется.

zonakrasoty.ru

Что думаем?

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *