Пассажирская флотилия Одессы: пароход «Котовский»

Судно были построено по заказу СССР в 1928 году в Гамбурге и в том же году вступило в эксплуатацию на Чёрном море. Известно то, что его тоннаж составлял 1190 BRT, длина была равна 61,7 метра, ширина - 10,1 метра, осадка - 5,6 метра. Судно обладало одним дизельным двигателем, фирмы "Deutz". Рейсовая скорость судна составляла 8 узлов. Пароход работал в основном на линии Одесса – Херсон, совершал заходы в Очаков и в Николаев. В те годы морское сообщение между Одессой и Николаевом с Херсоном было не только наиболее быстрым, удобным и доступным в сравнении с использованием для поездок между этими городами других видов транспорта, но, практически, – единственно возможным видом прямого сообщения: тогда ещё не существовало некоторых важных на сегодняшний день железных дорог и в приемлемом виде автомобильных дорог, а также мостов через реки Южный Буг и Днепр в регионе Черноморского побережья между Одессой и Херсоном. Так, например, вообще отсутствовала сегодняшняя железная дорога, связывающая Одессу и Николаев.


С началом Войны 1941-1945 теплоход "Котовский" приступил к службе, как санитарный транспорт. Его основной задачей также была эвакуация раненных и мирного населения из привычных для него по работе в мирное время мест в северо-западном Причерноморье между Одессой и Херсоном. Уже в июле 1941 года "Котовский" стал одним из самых первых Советских санитарно-транспортных судов на Чёрном море, подвергшихся нападению самолётов ВВС Германии. Судно получило повреждения, однако, последствия повреждений удалось быстро устранить и восстановить работоспособность судна. На баке и мостике были установлены пулемёты и зенитная артиллерия для обеспечения возможности отбивать атаки с воздуха.


На "Котовском" происходила эвакуация раненых военнослужащих и гражданского населения из Одессы во время её обороны в августе – середине октября 1941 года. В частности, 15 октября 1941 года судно в последний раз перед оставлением Одессы прибыло в Одесский порт и, приняв на борт военнослужащих и гражданское население, в первой половине ночи с 15 на 16 октября 1941 года, отбыло из Одессы в Севастополь, и благополучно преодолев сложный из-за военной ситуации морской переход, прибыло в пункт назначения. К утру 16 октября 1941 года Одесса была оставлена Советскими войсками.


В декабре 1941 года у "Котовского" произошла серьёзная поломка главного двигателя, и он не мог больше использоваться в качестве санитарного. Его медицинский персонал был переведен на теплоход "Львов". Судно было перепрофилировано в несамоходную плавбазу. Использовалось для базирования подводных лодок типа "М" и находилось в составе ВМФ СССР до самого конца войны.


Теплоход "Котовский" пережил войну 1941-1945 и оказался одним из трёх наиболее известных довоенных грузопассажирских судов Черноморского Пароходства (вместе с теплоходами "Крым" и "Львов"), которые после окончания войны и прохождения ремонта смогли возвратиться к пассажирским перевозкам на маршрутах пароходства.


Подготовительные и ремонтные работы заняли тогда достаточно длительное время, однако теплоход "Котовский" был восстановлен, внешне ему был возвращён практически его довоенный облик. Во время восстановительного ремонта был проведен не только серьёзный ремонт корпуса и замена главного двигателя. Судно было оснащено современным для того времени навигационным оборудованием, в частности – радаром, что видно по фотографиям послевоенного периода. "Котовский" смог возвратиться к прерванной войной работе на пассажирской линии Одесса – Херсон 12 апреля 1954 года. Известно, что теплоход "Котовский" проработал на этой линии как минимум до осени 1964 года, а возможно – и до конца 1960-х годов, к сожалению более точных данных об этом нет. Появлялся теплоход "Котовский" и в других портах, не связанных с его основной линией. Так его видели в Ялте и в Евпатории, в частности на фотографии 1960-го года судно запечатлено у берегов Евпатории.


 


odesskiy.com

Что думаем?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *