Развитие речи у детей до года

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речи и подразделяется на ряд последовательных стадий. Новорожденный — крик, кряхтение, отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э». 1 месяц — реакция слухового сосредоточения. 2 месяца — улыбка в ответ на речь взрослого; гуканье (начальное гуление): «а-а-а», «у-у-у», «бу-у», «гу-гу», «аху». 3 месяца — «комплекс оживления» (сочетание улыбки, вокализации, генерализованной двигательной активности) при общении с взрослым; певучее гуление (воспроизведение протяжных гласных и согласных звуков): «а-а-а», «э-у», «а-и-а», «агу», «угу». 4 месяца — «свирель» (произнесение цепочки звуков каскадом): «аль-ле-е-лы-агы-аы…». 6 месяцев — лепет (повторение одинаковых слогов): «дядядя…», «бабаба», «мамама…». 8 месяцев — модулированный лепет (единицы типа «папа», «мама» с различной интонацией). 9 месяц — возникает ситуационное понимание речи. 10 месяцев — первые односложные слова и звукоподражания: мама, папа, баба, дядя, дай, ав-ав (собака), га-га (гуси), тик-так (часики) и т.д. 12 месяцев — произносит около 10 простых и облегченных слов. Важный этап Во втором полугодии происходит интенсивное развитие фонематического слуха, в результате которого ребенок начинает воспринимать обращенную к нему речь. Он устанавливает связи между произносимыми словами и предметами. Взрослые помогают ему в этом, когда спрашивают: «Где то-то?» и сразу показывают нужный предмет. На этой основе относительно быстро растет, так называемый пассивный словарь. К 9-10 месячному возрасту он может быть довольно значительным. Дети по слову выполняют ряд действий: отыскивают взглядом знакомые предметы, приносят некоторые игрушки, хлопают в ладоши («ладушки»), машут ручкой «до свидания» и др. В возрасте 10-11 месяцев возникают первые обобщения. Ребенок, например, может показать носик и глазки у куклы, мишки, собачки и т.д. К концу младенчества малыш точно понимает в среднем 10-20 слов и определенным образом реагирует на них, а его речь становится понятной на 25%. Помогайте малышу - Постоянно разговаривайте с младенцем. Комментируйте вслух все свои действия, называйте окружающие вас предметы, пойте песенки. - Побуждайте ребенка вступать с вами в диалог. Когда он гулит или лепечет, нужно стараться отвечать ему — повторять те же звуки, выражая свое внимание. - Говорите с малышом ласково. Радуйтесь даже маленькому его успеху и обязательно хвалите. Сначала дети понимает эмоциональную сторону речи, а потом смысловую! - Произносите слова правильно, внятно и никогда «не сюсюкайте». Ваша речь должна быть образцом для подражания. - Учите ребенка имитировать звуки. Показывайте ему фигурки животных и озвучивайте «кто как говорит»: «Это собака. Собачка гавкает — «гав-гав»». - Как можно раньше начните читать ребенку стихи. Подойдут любые: от потешек до русской классики. Главное — ритм. - Делайте массаж ладошек, сгибайте-разгибайте пальчики, играйте в «Сороку», «Пальчик-мальчик» и т. д. Эти занятия активизируют речевую зону мозга. Lady.ru

Что думаем?

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *