Велосипед: друг человека

Ощутить собственную силу и гармонию окружающей природы, насладиться быстрой ездой и почувствовать отсутствие границ для передвижений — вот основные преимущества велосипеда. К тому же, езда на велосипеде – это отличный способ закаливания и повышения иммунитета.

Ныне во всём мире используется более миллиарда велосипедов, и поэтому двухколесное изобретение  — самое распространённое транспортное средство. Мировое признание велосипед получил благодаря низкой стоимости, лёгкости, малым размерам, отсутствию потребности в топливе и относительной безопасности.


До 1817 года сведения о производстве и использовании велосипедов неясны и противоречивы. Так, рисунок двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи, по мнению многих, искусная подделка. Легендой, скорее всего, является и история о крепостном крестьянине Артамонове, который  сконструировал велосипед в 1800 году.


Согласно этой истории, изобретатель совершил успешный велопробег из уральского села Верхотурье в Москву (а это около двух тысяч вёрст!). В сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда крестьянину со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Ныне знаменитый велосипед Артамонова хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.



Первый велосипед, похожий на используемый в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг» (с огромным передним колесом), Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел ровно посередине. Велосипед Старли получил название «безопасный велосипед» и стал так известен, что слово Rover вошло во многие языки, обозначая «велосипед».
В течение XX века интерес к велосипедам переживал свои пики и спады. Дорожная полиция часто относилась к велосипедистам как к помехе движению автомобилей. С конца 1960-х годов велосипеды снова вошли в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем. В настоящее время велосипеды наиболее популярны в странах Европы. Самая «велосипедная» страна — Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра.
Катание на велосипеде приносит нашему организму огромную пользу. Совершая длительные велосипедные поездки на свежем воздухе, мы заставляем наши лёгкие работать в полную силу. При этом кровь обогащается кислородом, который поступает к клеткам головного мозга и другим жизненно важным органам. Особенно полезны занятия велосипедом людям, которые много курят. Благодаря усиленной аэрации лёгких во время катания, они освобождаются от токсических веществ, получаемых при вдыхании табачного дыма. Очень полезна езда на велосипеде и людям, страдающим варикозом. Когда ноги совершают вращательные движения, нажимая на педали, кровь в венах начинает бежать значительно быстрее, уменьшаются застойные явления в сосудах. Катание на велосипеде — это и отличное средство профилактики вегето-сосудистой дистонии. При катании тренируется вестибулярный аппарат, улучшается кровоснабжение малого таза, что особенно важно для мужчин в качестве профилактики такой коварной болезни, как аденома. Велосипед очень полезен тем, кто хочет сбросить лишние килограммы. При езде на велосипеде со скоростью 30 км/ч сжигается 15 ккал/км, или 450 ккал/ч, то есть езда на велосипеде в четыре раза эффективнее ходьбы! Правда, здесь необходимо учитывать, что ударные нагрузки  (например, езда в гору на высоких передачах, переохлаждение коленей, отсутствие достаточного количества жидкости и т.д.) могут травмировать колени и голеностопный сустав.
Даже для глаз езда на велосипеде очень полезна – глядя вдаль и фокусируя взгляд на далеко расположенных предметах, мы тренируем глазную мышцу, тем самым снижая риск возникновения близорукости. К тому же, катаясь на велосипеде, мы получаем огромный заряд бодрости, улучшается настроение, общее эмоциональное состояние человека. При этом укрепляется нервная система, уходят повседневные заботы и тревоги, снимается стресс.
Но для того, чтобы занятия велосипедным спортом приносили пользу, а не навредили нашему здоровью, необходимо соблюдать некоторые правила. Не следует интенсивно кататься сразу после еды. Перед поездкой нужно сделать несколько приседаний, чтобы разогреть суставы. Во время катания на велосипеде важно употреблять достаточное количество жидкости, чтобы не было обезвоживания, что тоже вредно для суставов. Пить нужно негазированную, лучше минеральную воду, которая восстанавливает солевой баланс.
Какой же велосипед подходит именно вам? В первую очередь необходимо подумать, зачем вам нужен велосипед. Будете ли вы ездить на нем на работу, или кататься летом на даче? Ездить по парку или покорять горные вершины? А может, вам захочется экстрима, и вы будете покорять поребрики и скамейки? Не забывайте, что как только вы начнете кататься, вам непременно захочется расширить сферу применения своего байка. То есть в первую очередь вам необходимо определиться, где и как часто вы будете ездить. Современная велоиндустрия предлагает выбор  на любой вкус и кошелек:
-         Городские велосипеды предназначены для удобной езды по городу, где скорость менее важна, чем удобство. Посадка высокая, седло удобное и хорошо амортизировано, скорости можно переключать, стоя на месте, тормоз часто ножной. Основные части хорошо защищены от грязи, поэтому обслуживание требуется редко. Недостаток один — тяжёлый корпус.
-         Шоссейные велосипеды предназначены для быстрой езды по асфальтированным дорогам. Им присущ тонкий и лёгкий корпус, гнутый нисходящий руль, узкие шины.
-         Горные велосипеды изначально предназначались для скоростного спуска с горы. В настоящее время, горным велосипедом называют любой велосипед, предназначенный для езды вне дорог. Для этого байка характерно большое количество передач (обычно больше 20-и), широкие шины, мощные колёса. Есть амортизационная вилка, гасящая удары, а часто и задняя подвеска.
-         Гибридные велосипеды — это промежуточный вариант между горными и шоссейными. У гибридных велосипедов диаметр колёс составляет 28 дюймов, как у шоссейных, но оборудование (трансмиссия, тормоза и т.п.) устанавливается такое же, как у горных.
-         Туристские велосипеды предназначены для велотуризма. Их корпус прочен, конструкция надёжна, они могут перевозить большие грузы. Туристские велосипеды ближе к шоссейным, чем к горным.
-         Есть еще Тандемы — велосипеды для 2 человек, снабжённые двумя парами педалей. Велосипедисты обычно сидят один позади другого, хотя в 1890-х годах выпускался тандем, в котором велосипедисты сидели рядом. Управляет экзотическим устройством передний велосипедист. Есть также велосипеды для 3 и более человек (однажды был даже сделан велосипед для 40 человек).
Кратко можно посоветовать следующее: если вы любитель покататься на велосипеде летом на даче, то выбирайте недорогой, комфортный гибридный велосипед. На нем удобно ездить по неровным лесным тропинкам, он имеет хорошее сцепление. В тоже время его шоссейные качества позволят вам быстро ездить по асфальтированной дороге. Если велосипед вам нужен для того, чтобы добираться на работу, купите городской велосипед. Если вы -  любитель высоких скоростей, ваш выбор -  шоссейный велосипед. А если вы любите агрессивную езду, но не являетесь пока профессионалом, остановите свой выбор на горном велосипеде.
Несомненно, выбор велосипеда зависит и от финансовых возможностей будущего велосипедиста. Диапазон цен на современные велосипеды колеблется от 300 до 2000 долларов.
А как выбрать велосипед, чтобы он прослужил вам долго и не ломался?
Для начала определите размер рамы, который будет удобным. Важно, чтобы она была на 10 сантиметров ниже пояса. Наиболее простые модели снабжены стальной рамой, наиболее дорогие карбоновой и титановой. Модели в зависимости от материала изготовления отличаются и по цене и весу. Сталь – самая тяжёлая. Уделите внимание и такому элементу, как седло. Оно должно быть удобным и прочно укреплённым. Женские велосипеды снабжены моделями, расширяющимися к задней части, гоночные узким жёстким сиденьем, а прогулочные достаточно длинные и широкие. Всегда проверяйте регуляторы сиденья. Оно должно подниматься и опускаться, а также иметь регулируемый угол наклона. Важно, чтобы при нажатии на педаль (в нижнем её положении) ногой, стопа была распрямлена и не стояла лишь на носке. Большое значение имеет и материал, из которого седло производится.
Теперь о колесах. Наибольшей популярностью пользуются модели с алюминиевым ободом,  который более лёгок и устойчив к коррозии. Важную роль играет количество спиц, чем оно больше, тем велосипед прочнее и может выдерживать большие нагрузки. Если вам нужен велосипед для езды по пересечённой местности - влажному грунту, траве и камням - лучше выбрать модели с грунтозацепами. Если же вы предпочитаете гладкие дороги или даже стадионы - лучше использовать гладкие шины.
Важную роль играет и производитель. Лучше не покупать китайские модели, даже если они привлекают вас своей низкой ценой. Остановите внимание на более высококачественных, а, следовательно, и дорогих.


Инф. minus5.ru

Что думаем?

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *